-1
Меню сайта


Календарь новостей
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031


Результат поиска


Поиск


Друзья сайта


Мини-чат
200



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Приветствую Вас, Гость · RSS 05.05.2024, 18:22:18

История татуировок

Древние времена
Античная эпоха
Средние века (Европа)
Искусство татуировки в наше время
Татуировка у различных народов мира


Древние времена


Традиция нанесения татуировки уходит корнями в глубь тысячелетий. Задолго до появления архитектуры, музыки и тем более моды наши предки украшали свое тело рисунками. Этот вид искусства является частью общемировой культуры и, то появляясь, то исчезая, то возрождаясь вновь, проходит через всю историю человечества от древнейших египетских захоронений, чей возраст насчитывает четыре тысячелетия, до наших дней. Археологические раскопки доказывают, что татуировка была распространена практически по всему миру.

Редкие, сохранившиеся до наших дней из далекого прошлого, мумифицированные или вмерзшие в ледниках тела практически всегда были, в большей или меньшей степени, татуированы. Не так давно в Альпах был обнаружен "Ози" - человек из Бронзового Века, пролежавший в ледниковой могиле более 5 000 лет, на теле которого отчетливо видны следы татуировок. Их назначение не вполне понятно. Возможно, татуировки обозначали принадлежность к определенному племени или, что интересно, являлись терапевтическим средством для профилактики артроза, которым явно страдал "Ози".

Другой пример весьма впечатляющих татуировок обнаружен археологами в России на плато Укок в горах Алтая. В замерзших могилах, отнесенных учеными к IV веку до н.э., обнаружены тела "Вождя", "Воина" и "Принцессы". На каждое тело нанесены характерные татуировки, являвшиеся, по всей видимости, признаками сословного различия. Например, на правом плече "Воина" изображена невероятно зрелищная сцена оленьей охоты. А вот орнаментный круг, нанесенный на спину "Вождя", по сей день является для историков сложной головоломкой. В книге исследователя в области истории татуировок Стива Гилберта приводятся данные о том, что в настоящее время представители некоторых этнических групп Сибири используют похожие татуировки в качестве болеутоляющего средства.

Древнейшие известные нам татуировки датируются IV тысячелетием до нашей эры. Их обладатели - египетские мумии, которые могут попасть в Книгу рекордов Гиннеса как владельцы самых долговечных татуировок. Разнообразию татуировок, нанесенных на тела мумий, могла бы позавидовать любая художественная галерея мира. К примеру, на руках и бедрах Амуны, жрицы бога Хета, мумифицированное тело которой относят к периоду правления XXI Династии (2160 - 1994 гг. до н.э.), отчетливо видны изящные параллельные линии, а чуть ниже пупка расположен замысловатый орнамент из концентрических кругов.

Точно такие же рисунки выбиты на саркофагах, в которых покоились мумии некоторых египетских правителей. По мнению ученых, в данном случае рисунок татуировки отражает сословную принадлежность "хозяина", что, с точки зрения египтологии, является чрезвычайно важной информацией. По религиозным представлениям древних египтян сословная лестница сохраняется и после смерти, так что татуировки могли являться неким "документом", подтверждавшим прижизненный статус их владельца.

В древнем Китае одним из Пяти Классических Наказаний была татуировка на лице. В качестве кары преступникам за первое преступление наносили горизонтальную линию через лоб, за второе - дугообразную, а за третье - еще одну - в результате получался иероглиф ИНУ - "собака". Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание.

Японцы делали метку на внутренней части плеча, что вынуждало самураев, нередко наносивших рисунки практически на все тело, опасливо обходить этот участок. Забавно, что в то время татуировки помогали консервативным японцам по - своему обходить всяческие запреты и ограничения. Например, знаменитые гейши, скованные по рукам и ногам запретом на демонстрацию обнаженного тела, с помощью татуировок имитировали одежду, оставляя "открытыми" только лицо, ладони и ступни.

В Японии искусство татуировки называют "ирэдзуми". В древние времена татуировка имела исключительно ритуальный характер, позже стала знаком принадлежности к определенному сословию, а к XVII веку превратилась в сугубо декоративный элемент. Японские власти жестоко преследовали подобного рода искусство. Тем не менее татуировка приобрела просто повсеместную популярность. В Японии даже появилась собственная школа искусства татуировки. Существует поверье, что некоторые японские мастера обладают особым секретом "невидимого" рисунка, который проявляется лишь после принятия горячей ванны.

Японию можно, наверное, считать и родиной перманентного макияжа. Правда, женщины японских аборигенов Айну наносили узоры на губы, щеки и веки с необычной целью: по этим рисункам можно было определить, замужем ли женщина и сколько у нее детей.



Античная эпоха


В древней Европе татуировки были во всеобщем употреблении среди греков и галлов, бриттов и фракийцев, германцев и славян.

Праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями - пинтадерами. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть все тело сплошным ромбо - меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.

Например, древние греки "метили" татуировками вражеских шпионов, в то время как римляне использовали специальные татуировки для "клеймения" бандитов и рабов (этот обычай римляне называли "deformare stigmatum notis").

С распространением христианства обычай татуировки стал безжалостно искореняться, как составная часть языческих обрядов, и практически угас. В Ветхом Завете сказано ясно: "Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена". На Экуменистическом Совете Никеи в 787 году нашей эры, Папа Адриан I наложил категорический запрет на любые формы "варварства, имя которому татуировка", в том числе и их ношение. Вполне естественно, что за столь суровым запретом неминуемо должны были появиться рецепты, как удалять татуировки. Например, римский врач Этиус рекомендовал следующее: "Смажьте татуировку селитрой. После чего, поверх селитры нанесите толстый слой жидкой канифоли. Наложите повязку. На шестой день проколите вздувшуюся кожу булавкой и посыпьте проколотые места солью. Наконец, нанесите на кожу известь или смесь гипса и карбоната натрия. Окончательный результат будет получен на 20 день". Интересно, сколько человек выдерживало подобную пытку?



Средние века (Европа)


Первым образцом "нательного искусства" в современном западном обществе был Гиоло, или как его еще называли - "Разрисованный Принц". Гиоло был привезен в Англию из южных морей пиратом и исследователем Уильямом Дампьером в 1691 году. Однако вскоре, после встречи с королем и королевой Англии, бедняга умер от оспы. Другой знаменитостью был Вождь Хонги, тело которого было покрыто татуировкой в виде типичного, и поэтому узнаваемого, новозеландского орнамента "моко". Моко состоит из сложного сплетения спиралевидных и прямых линий, которые не только вытатуированы, но и, в буквальном смысле слова, вырезаны на коже так, чтобы шрамы "укладывались" в параллельные цепочки бугров и канавок.

Начало процесса распространения татуировки в Европе приходится на конец XVIII века. Своим возрождением в Старом Свете этот вид искусства обязан печально известному капитану Куку, который в 1771 году из своего первого путешествия к берегам Австралии и Новой Зеландии привез туземца - "Великого Омаи", татуированного с головы до ног. Его появление вызвало у англичан небывалый ажиотаж и повальное увлечение татуировкой, сначала среди моряков и простого люда, а затем и среди знати. Отсюда мода на нательные рисунки распространилась по всей Европе. Кстати, именно Куку Европа обязана самим словом "tattoo", которое означает "рисунок", "знак" в переводе с таитянского.

Несомненно, принятие английским языком в 1773 году выражения "tattoo" является важным в истории европейской татуировки. Европейцы с все большим интересом начали всматриваться в цветные картинки на коже, а со временем заглядывать и в их прошлое, которое привело некоторых исследователей к самым ранним этапам развития человеческой культуры.

С приходом христианской и мусульманской эры татуировка получила широкое распространение в Европе и Центральном Востоке. Очевидно, эта проблема была основана на религиозной конкуренции. Несмотря на это, ритуальное татуирование являлось торговой маркой более ранних религий в Палестине. К сожалению, когда ранние иудеи запретили маркирование своих конкурентов, они обрекли искусство татуирования на запрет в течение почти двух тысячелетий. Инициативу перехватили две более молодые и более мощные религии. Запрет получил поддержку Рима и в мире ислама, поскольку Ветхий Завет (еврейская Тора) уважается и христианами и мусульманами. Но даже этот запрет не смог уничтожить татуирование в евразийском мире. Практика сохранялась внутри этих религий благодаря паломникам. В средневековье никто не знал, где действительно прошел паломник. Единственным способом доказать, что он был в Святой Земле, состояло в том, чтобы возвратиться с татуировкой от Коптских священников, которые занимались этим искусством вне городских стен Иерусалима. Большинство паломников получало простую татуировку в виде креста. Некоторые из путешественников возвращались с изображениями Георгия, побеждающего дракона, Богоматери с младенцем Иисусом, либо Святого Петра и кричащего петуха. Рисунки сохранялись на деревянных дощечках, процесс татуирования был очень грубым, однако это было единственное доступное доказательство, что паломник посетил Святую Землю. Мусульманские паломники, посетившие Мекку и Медину, также делали соответствующие татуировки. Они полагали, что будут очищены огнем при посмертном кремировании, прежде чем войдут в рай.
В Европе в Средние века многие ремесленники наносили на свое тело знаки цехов, где они работают. Так, в конце XIX века, у мясников во Франции, Германии, Италии на левой руке сияли изображения двух топоров с бычьей головой под ними.


В эпоху Крестовых походов рыцари - крестоносцы носили на лбу или сгибе руки татуированное изображение креста. Впрочем, наколка имела и чисто практическое применение: ее обладатель уже никак не мог перейти в другую веру. Правда, Инквизиция сочла "обезображивание" тела татуировкой издевательством над творением Господа, и вплоть до второй половины XVIII века нательный рисунок использовался исключительно в качестве уголовного клейма.

В Средние века клеймение, обычное для античности, использовалось уже не как самое серьезное наказание, которому подвергались воры, проститутки, фальшивомонетчики и карточные мошенники, и которое должны были обесчестить преступников. В период позднего средневековья, когда появилось множество способов причинять боль этот способ наказания можно было отнести к разряду пыток.

Клеймо служило для идентификации преступника. В те времена шулеров клеймили матрицей в форме шестигранника, беглым морякам выжигали мотив в форме багра, а браконьеров - в форме рогов.

Клеймение как одна из форм уголовных санкций имело в различных государствах разную продолжительность своего существования. С ХVII века этот обычай в некоторых западноевропейских странах начинает постепенно исчезать. В конце века клеймение осталось в действующих армиях для поддержания дисциплины. Клеймили дезертиров и солдат "с преступными наклонностями".

В начале XX века высказывалось предложение вернуться к наказанию клеймением в виде принудительного татуирования по отношению к тем, кто совершил особо опасные преступления. Предлагалось даже на спинах таких людей татуировать изложение их преступной деятельности в хронологическом порядке с названиями исправительных учреждений, в которых они содержались. Или выдвигалась идея "принудительного татуирования замужних женщин с целью воспрепятствовать прелюбодеянию". Но все подобные предложения были отвергнуты общественным мнением как варварские и гротескные.

Бытовое магическое значение татуировки сохранялось и в более позднее время. Практика метить с помощью татуировок рабов и преступников благополучно дошла до нашего времени: буквой "D" метили дезертиров в Британии во время Первой Мировой войны, нацисты выбивали номера жертвам концлагерей, да и в сталинских лагерях подобная практика не была редкостью.



Искусство татуировки в наше время


Появление в Европе татуированных аборигенов вызвало немалый ажиотаж. И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия "знатного дикаря". К концу XIX века мода на колоритных аборигенов спала, вместо них на ярмарках стали выступать сами татуированные американцы и европейцы.

На исходе того же столетия татуировка стала необычайно популярна в Соединенных Штатах Америки. В 1891 году американец Самюэль О’Рейли изобрел электрическую татуировочную машинку. Правда, на художественную ценность татуировок того времени это никак не повлияло. Татуировка продолжала оставаться привилегией моряков, горняков, литейщиков. Рисунки не отличались разнообразием и художественной оригинальностью. Всю первую половину XX века и Европа и Америка довольствовались стандартным набором незамысловатых лубочных картинок.

Из изобретения О’Рейли находчивые американцы тотчас же извлекли выгоду. По всей стране стали открываться многочисленные салоны, был налажен выпуск специального инструмента и краски. В арсенале мастеров татуировки появились электрические машинки, которые практически не изменились за последнее столетие.

В двадцатом веке татуировка несколько раз оказывалась на острие моды. Новая эра в искусстве татуировки началась в 50 - 60 - е годы. Образы культур Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев в сочетании с амбициями экспериментаторов - татуировщиков породили новые стили, школы и направления, значительно расширив возможности техники. С тех пор татуировка занимает достойное место среди других видов боди - арта.

В 1960 годы клиентами салонов тату стали рок - н - ролльщики и неформалы. Молодежь, увидев татуированные тела своих кумиров, поспешила последовать их примеру. Индустрия заработала в полную силу. Стали издаваться специализированные журналы и книги, открылись школы.

С конца 1970 - х годов начали организовываться конвенции - фестивали татуировки. Первая конвенция состоялась в Нью - Йорке в 1976 году, и с тех пор они проводятся по нескольку раз в год в различных городах Европы и Америки. На территории бывшего Советского Союза они проходят в Санкт - Петербурге и Москве. На эти яркие мероприятия съезжаются любители и профессионалы татуировки из разных стран. Именитые мастера и новички демонстрируют образцы своего творчества, обмениваются секретами и идеями. С удовольствием приходят посмотреть на татуированных оригиналов и местные жители, проводятся конкурсы, различные шоу.

В последние полтора десятка лет мода на татуировку захватила буквально всех. Сегодня, как никогда раньше, тату стала явлением массовой культуры: врачи и адвокаты, политики и бизнесмены, профессора университетов и домохозяйки украшают себя экзотическими иероглифами, браслетами, магическими знаками и орнаментами. Мужчины, очевидно, считают тату символом мужественности, женщины же видят в татуировке нечто загадочное и сексуальное. Одни хотят приобщиться к общей тенденции, другие, напротив, видят в этом возможность выделиться. Интерес подогревает очевидная популярность этого искусства среди знаменитостей. Мадонна, Фрэнк Синатра, Шер, Джонни Депп, Кристи Терлингтон, Бьорк, принцесса Стефани, Джулия Робертс, Кортни Лав, Джон Бон Джови охотно демонстрируют свои татуировки на экранах и страницах модных журналов.



Татуировка у различных народов мира


География татуировки весьма внушительна. Различные виды татуировок практиковались у светлокожих народов всего мира, а у темнокожих заменялись рубцеванием. Татуировались все - племена Европы и Азии, индейцы Северной и Южной Америки и жители Океании. Именно индейские племена Индонезии и Полинезии, где практика тату непрерывно передается из поколения в поколение, служат лучшим антропологическим доказательством социальной значимости татуировок. Едва ли не все стороны жизни этих людей связаны с тату - от рождения до смерти, - и уж, конечно, нет такой части тела, над которой не потрудился бы местный художник.

Узоры татуировки у папуасов Южный берег Новой Гвинеи. 1880-1881 гг.

Лицо - всегда на виду. Поэтому именно лицо украшается в первую очередь. Племена Маори из Новой Зеландии носят на лицах маскообразные татуировки - Моко. Эти удивительные хитросплетения узоров служат постоянной боевой раскраской, а также показателем доблести и общественного положения их обладателей. По местным обычаям, если у погибшего воина на лице была маска Моко, он удостаивался высшей почести - его голову отрезали и хранили как реликвию племени. А трупы нераскрашенных воинов оставляли на растерзание диким животным. Образцы Моко так индивидуальны, что зачастую использовались в качестве личной подписи или отпечатков пальцев. В начале прошлого века, продав свои земли английским миссионерам, Маори, подписывая "купчую", тщательно изображали точную копию своей маски Моко.

Татуирование женщины в традиционном обществе играло особую роль, символизируя ее выносливость и плодовитость. В некоторых регионах мира ситуация с женскими татуировками доходила до крайности: на атолле Нукуро детей, рожденных нетатуированными женщинами, убивали при рождении.

Узоры татуировки. О-ва Луизиады

Татуировка связана и с так называемыми "переходными" обрядами, будь то посвящение юноши в зрелые мужчины или переселение из этой жизни в загробный мир. К примеру, племена Диак с острова Борнео верили, что в местном раю - "Апо - Кезио" - всё приобретает новые качества, противоположные земным: светлое становится темным, сладкое - горьким и т.д. поэтому изобретательные и предусмотрительные диакцы татуировались в наиболее темные оттенки. Видоизменившись после смерти, татуировки становились светлыми и сияющими, и этого света хватало, чтобы благополучно провести их обладателя через темную пропасть между землей и "Апо - Кезио".

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней. Однако магия татуировки использовалась не только "дикарями". В XVIII - XIX веках британские моряки изображали на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным защитным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана.

Известный русский путешественник и этнограф Н.Н. Миклухо - Маклай в середине XIX века путешествовал по Тихому океану, где и собрал огромное количество материала, благодаря которому сейчас можно узнать об обычаях народов Индонезии, Новой Гвинеи, Австралии и других стран. Индейские племена Южной Америки вплоть до начала XX века практиковали подкожную татуировку. Некоторые из таких племен наносили татуировки даже детям 6 лет, другие - в период юношества. Мастером татуировки обычно была старая женщина. Она углем намечала основные линии рисунка, а потом накалывала его колючкой кактуса или другого растения. В качестве краски использовалась сажа, зола, смешанные со слюной или соком плода женипапы.

Узоры татуировки. О-ва Меланезии

В то время татуировка была не просто украшением, она имела больше социальное значение, указывала на принадлежность женщины к определенной общественной группе. На это указывало и место нанесения татуировки. Знатные женщины наносили ее на руки - от плеча до запястья, рисунок же на лице был признаком низкого происхождения. Люди племени "кадиуево" татуировали все тело и лицо, нанося разный узор на правую и левую части тела. К середине прошлого века у большинства племен рисунки на теле заменили татуировку. Мужчины все реже и реже украшали себя "пожизненными" рисунками. Они раскрашивали тело лишь в редких случаях и на короткое время.

У азиатских эскимосов татуировки служили общепринятым украшением. Они наносились девушкам до замужества, достигшим половой зрелости. С медицинской целью татуировка наносится здесь как мужчинам, так и женщинам на больные места. Так, при нервных заболеваниях узоры в виде человечков наносятся на лоб над бровями. Центральные эскимосы наносили тату на подбородок, щеки, лоб единичными, прерывистыми линиями. Здесь она имела магический смысл. Самым распространенным мотивом татуировки была Y - образная фигура, трактуемая как хвост кита и связанная с особым, божественным отношением к нему.

У представителей финно - угорских народностей (хантов и манси) не совсем понятно социальное значение татуировки. Тату здесь, впрочем, как и везде раньше, было исключительно женским искусством. Татуировка всегда оставалась тайной женщины. Они скрывали значение рисунка даже от близких родичей.


Сайт управляется системой uCoz